О проекте ФОТОтехника ФОТОсофт ФОТОсобытия Обзоры книг по фотографии Книги по фотографии Каталог фотоальбомов Отрывки из книг по фотографии
ФОТОконкурсы Статьи о ФОТО Доставка и оплата заказов Курсы фотографии ФОТОресурсы Контакты
Rambler's Top100
Каталог

Управление цветом


Калибраторы монитора и принтера, калибровка монитора

Pantone

Цветовые справочники Munsell

RAL каталоги цветов

Каталоги NCS, Tikkurila

Крепления для мониторов Ergotron

Графические планшеты Wacom

Подставки для ноутбука

Студийное оборудование


Студийное обрудование

Панорамные головы

Стабилизаторы изображения, стедикамы

Микрофоны

Подводная съемка


Подводная и экстремальная фото- и видеосъемка


Камеры для рыбалки

Экшен-камеры - съемка экстремальных видов спорта


Экшен-камеры для съемок экстремальных видов спорта GoPro, Contour, AEE


Очки со встроенной камерой Pivothead


Видеомаски (маски со встренной камерой)

Подводные чехлы и боксы для iPhone и смартфонов

Штативы и моноподы

Умные фитнес браслеты

Портативные зарядные устройства

Аккумуляторы для телефонов

Водонепроницаемые сумки для фототехники

USB флеш

Карты памяти

Разное

Держатели для смартвонов, планшетов















ФОТОтехника

Рассказать

 

Об особенностях зрительного восприятия с практическим приложением

Об особенностях зрительного восприятия с практическим приложением

В начале прошлого века, изобразительное искусство передало все более совершенствующейся фотографии "право и обязанность " объективного" отражения реальности и устремилось в сторону субъективизма и экспериментальности. И вот по прошествии ста лет все более очевидным становится, что субъективное восприятие информации - не находка какого-либо художественного стиля, а свойство человеческого мозга. То, что мы "видим", представляет из себя изрядно обработанную и отредактированную картинку, но никак не "исходные данные". Редактирование зрительной информации происходит на самых начальных этапах и не связана с мыслительными процессами. Строго говоря, увидеть мир "как он есть", мы не можем, в силу приспособления зрительной системы к определенным задачам.

Не углубляясь сильно в философское осмысление этой непростой ситуации, остановимся на двух моментах бессознательной обработки зрительной информации, которые могут в дальнейшем сказаться на вполне сознательном процессе редактировании изображения, которым занимается фотограф.

1. Нелинейность восприятия яркости или освещенности

Восприятие практически любой системы органов чувств человека носит нелинейный характер. Если сигнал на входе становится во сколько-то раз сильнее, это не значит, что мы чувствуем его в то же число раз как более сильный. При увеличении громкости звука в два раза он не становится в два раза слышнее. Если бросить в чашку с кофе два куска сахара вместо одного он не станет слаще в два раза. Для увеличения вдвое яркого света его интенсивность пришлось бы увеличить приблизительно в девять раз!

Нелинейность восприятия яркостей приводит к тому, что энергетически линейный градиент будет восприниматься осветленным, в первую очередь в тенях, точка воспринимаемая как средне-серая будет резко смещена в область черного.
Если говорить об отраженном свете, то поверхность, отражающая 18% света, кажется нам 50% серой.



а) - так выглядит энергетически-линейный градиент (20 градаций + максимально-белый фон)
б) градиент линейный по ощущению света (энергетически-нелинейный)

«Нелинейность характеристики органов чувств человека позволяет им реагировать на возбуждающее воздействие в больших пределах. Соотношение освещенности листа бумаги дневным и лунным светом оставляет 1 000 000 : 1. Однако нервные клетки человека способны реагировать лишь на изменение освещенности порядка 100 : 1, поэтому большие изменения на входе должны быть преобразованы в малые изменения на выходе. Нелинейность позволяет органам чувств человека действовать без перенапряжения в окружающих условиях, которые изменяются в значительных пределах.»

Брюс Фрейзер, Крис Мэрфи, Фред Бантинг Реальный мир управления цветом

Если мы построим график, где по оси x будет реальная, физическая интенсивность света, попадающего в глаз (т.е. кол-во фотонов), а по y - яркость, субъективно воспринимаемая мозгом, то вместо прямой линии, получим график степенной функции, которая называется гамма-функция. Из математических гамм ближе всего к человеческому зрению гамма 2,2.

Линейная зависимость - воспринимаемая яркость прямо пропорциональна интенсивности света Нелинейная зависимость - при увеличении интенсивности света воспринимаемая яркость увеличивается намного меньше

Желательно, чтобы устройства отображения, такие как мониторы, отображали сигнал с нелинейностью, близкой к человеческому зрению - т.е. близкой к 2,2.

Видеокарты позволяют пользователю вносить коррекцию в видеосигнал с помощью таблицы LUT. Это, по сути, табличное отображение этого графика, где в одном столбце идет входной сигнал, в другой - выходной.

Корректив в LUT видеокарты можно внести при помощи построения профиля монитора с помощью калибратора. С учетом того, что монитор обладает собственной нелинейность. можно сказать, что обе нелинейности - монитора плюс LUT-таблицы в видеокарте - должны в сумме давать нужную нелинейность, к примеру, 2,2.

Так "видит" матрица фотоаппарата Так видит человек

Другим следствием нелинейного восприятия яркости является то, что яркость монитора и яркость окружающего освещения должны определенным образом соотносится друг с другом. Яркость окружающего освещения не должна быть намного отличаться от яркости монитора.

2. Постоянство восприятия цветов изображения

Еще в большей степени изменение информации, которая происходит в нашей зрительной системе, становится очевидным по тому факту, что мы видим цвет объекта таким, каким он «должен быть», а не таким, каков он есть на самом деле. Эта особенность называется «постоянство цвета», она отсутствует у технических устройств и хотя она не связана с мыслительной деятельностью или памятью. Видимо, она существует в самых элементарных структурах зрения человека. Если, например, цифровая фотокамера фиксирует изображение белой лошади, стоящей в тени лиственного дерева, она верно зарегистрирует зеленоватый свет, проникающий сквозь листву, а затем отражающийся от лошади, создавая впечатление зеленой лошади. Но люди знают, что такого животного как зеленая лошадь, в природе не существует, поэтому они делают «скидку на освещение» и воспринимают лошадь такой, какая она есть, то есть белой.

При работе с монитором, который неверно отображает белый цвет, мозг так же сделает поправку и в результате в качестве белого, мы будем воспринимать цвет, которым белым вовсе не является, а содержит какой-либо цветовой оттенок. Весьма очевидно, станет, что мы где-то ошиблись, когда мы получаем отпечаток изображения, которое было отредактировано на таком "неадекватном" мониторе.

Цветокоррекция на "неадекватном" мониторе   Павильная цветокоррекция
Фотография, снятая камерой   Делайте снимки используя Spyder Cube. Это даст вам базовые значение цвета и экспозиции при конвертации RAW (Смотри статью Datacolor SpyderCube (или как без ворожбы достичь правильного цветового баланса)
Фотография, переписанная с камеры на компьютер   Сохраняйте фотографию на вашем компьютере
Фотография неправильно отображается на неоткалиброванном мониторе, у изображения зеленый оттенок   Откалиброванный дисплей покажет цвета такими, какими они содержатся в файле. Это поможет выбрать правильные настройки при конвертации в RAW
Мы убираем зеленый оттенок, который как нам кажется есть в файле, повышая уровень красного   Отретушируйте Вашу фотографию, доверяя тем цветам и цветовым переходам, которые Вы видите на Вашем откалиброванном мониторе
После редактирования фото выглядит хорошо на неоткалиброванном мониторе...   У сохраненной фотографии будут правильные цвета и цветовые переходы
... но сам файл откорректирован неправильно. Это создан проблемы при просмотре на других мониторах и...   Изображение, отпечатанное откалиброванным принтером будет соответствовать програмной цветопробе на мониторе.
при распечатке фотографии (розовый оттенок на этом принтере появился из-за цветокоррекции, которая была сделана на неоткалиброванном мониторе)      

Невозможность определить изменения вносимые в цвет объектов источником освещения, вместе с нелинейным восприятием яркости приводят к тому, что рекомендуется не подсоблюдать определенные стандарты в работе с изображением, касающиеся как спектрального состава освещения, так и его интенсивности. Для редактирования изображения и работы с отпечатками рекомендуется свет, имеющий характеристики рассеянного дневного света. Это свет , который имеет температуру около 5000-6500 К. Именно при этом освещении человек воспринимает наибольшее количество оттенков. Ему соответствует точка белого D50, D65. Для создания такого освещения рекомендуется использовать специальные лампы. Дневной свет не годится в качестве источника из-за того, что он непостоянен по яркости и цветовой температуре и обычно излишне интенсивен. Из-за адаптации к нему окажется нестабильным восприятие изображения на экране: будут меняться колорит и контраст, что можно видеть на иллюстрации из работы, А. Френкеля, А. Шадрина «Колориметрическая настройка мониторов. Теория и практика»:

Практическая часть: как проверить настройку монитора и освещенность рабочего места при помощи калибратора Eye One Display 2

Объективно оценить организацию своего рабочего места с точки зрения освещенности и откалибровать монитор для того, чтобы он правильно отображал цвета можно при помощи одного устройства - калибратора Eye One Display 2. Если Вы находитесь в Санкт-Петербурге, не обязательно покупать это устройство, можно арендовать его на один или несколько дней.

. Для калибровки достаточно воспользоваться режимом “Easy” , построенный профиль будет вполне корректным для работы с изображением. Если Вы хотите оценить параметры своего рабочего мета стоит выбрать режим ”Advanced”.

Оценка яркости и цветовой температуры освещения рабочего места

Режим ”Advanced” дает возможность измерить освещения в комнате, где установлен монитор, и сравнить их со стандартом ISO 3664 для обработки изображения (www.iso.org). С помощью полученной информации Вы сможете оптимизировать освещение Вашего рабочего места. Если после измерения черные индикаторы находятся в зеленой зоне, то Ваши условия соответствуют ISO 3664.

Перед началом измерения:
- Убедитесь, что перед монитором нет отражающих поверхностей (зеркало, полированный металл, стекло и т.п.)
- Освещение Вашего рабочего места должно быть приглушенным и нейтральным
- Используйте равномерно распределенные неяркие источники света, которые равномерно освещают рабочее место и комнату
- в Вашем поле зрения не должно быть источников света, ярко освещенных предметов, больших черных предметов и глубоких теней.
- для монитора рекомендуется использовать козырек

Оценка результатов измерения
Цветовая температура освещения должна быть в пределах 5000К. Если индикатор цветовой температуры находится в зеленой зоне, это значит что цветовая температура в норме.
Если индикатор далеко от зеленой зоны, это значит, что Вам необходимо внести изменения в освещение Вашего рабочего места, если Вы хотите серьезно работать с цветом.
Освещенность измеряется в люксах (Lux) и описывает количество света, падающего на единицу площади. Освещенность поверхности монитора должна находится в диапазоне от 21 до 80 Lux. Расположение индикатора в зеленой зоне шкалы соответствует норме.
Если освещенность избыточная – выключите лишние лампы, или переместите их подальше от рабочего места. Используйте такие решения как козырьки для ламп, занавеси и т.п. решения.
Освещенность ниже минимальной также нежелательна, т.к. способствует быстрой утомляемости глаз.

Точка белого
Если мы посмотрим на разные мониторы с по разному выставленной точкой белого,, то возможно увидим, что нам покажется, что они показывают белый одинаково . Но если мы сравниваем изображение на мониторе и изображение на отпечатке, то важно, чтобы точка белого в отпечатке совпадала с точкой белого на мониторе. Существуют определенные стандарты просмотра изображений. В полиграфии, в частности считается, что поскольку для человека естественен дневной свет и емусоответствует и максимальный цветовой охват зрения. Поэтому просмотр отпечатков должен происходить при условиях имитирующих дневной свет. Температурой дневного света (соответствует рассеянному солнечному свету, проходящему сквозь облака) принято считать 5000К и эта температура являетч стандартом в полиграфии. Этому освещению соответствует точка белого D50
При различных точках белого цветовой охват монитора (количество воспроизводимых им цветов) также различен. Обычно он максимален при точке белого 6500К.
Строгих рекомендацитй по выбору межу точкой 5000К и 6500К нет. Обычно рекомендуется выбирать 6500К, если Вы воспринимаете 5000К как «слишком желтый». Считается, что 6500К хорошо подходит для подготовки электронных изображений дл презентаций, программных интерфейсов, веб-сайтов и т.п..
Что касается 5000К, то Вы можете использовать эту цветовую температуру при подготовке изображений к печати. Освещение с цветовой температурой 5000К рекомендуется для просмотра цветопробных оттисков

Gamma
Вы можете выбирать различные значения gamma от 1.8 до 2.2. Рекомендуется устанавливать gamma равной 2.2.
Значение 2.2 близко к естественной гамме монитора, что позволяет улучшить результаты калибровки.
Если Вам необходимо лучше видеть детали в тенях, Вы можете попробовать уменьшить gamma.
Увеличение gamma сделает изображение более контрастным, но при этом детали в тенях будут менее различимы.

Калибровка мониторов в Санкт-Петербурге


Комментариев : 0










          Я принимаю Яндекс.Деньги   мы принимаем WebMoney    
При перепечатке материалов активная ссылка на портал fotodi.ru обязательна
защита от ддос атак
  В Контакте        Блог об экшн-камерах        ФОТО ДИ на YouTube      
На главную Написать письмо редактору Добавить в избранное